Документ Без Имени

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем. Иоганн Гете

ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ

Строительству терм (общественных бань) в Древнем Риме уделялось большое внимание. Заложены термы были при императоре Каракалле. Это был злой и жестокий правитель, трусливый и подозрительный. Умирая, отец Каракаллы завещал сыновьям жить дружно. Но Каракалла начал свое правление с того, что убил брата. Чтобы завоевать расположение граждан города Рима, Каракалла построил великолепное здание терм. Обнищавшие римляне большую часть времени проводили на форумах, в палестрах, термах и амфитеатрах. Это вынуждало империю устраивать зрелища, даровые раздачи хлеба, строить колоссальные термы, где мог развлекаться римлянин, не имевший соственной виллы с бассейном.

1700 лет назад в Риме было 800 небольших и пять крупных «императорских» бань. Последние вмещали до 3000 человек.

Внешний вид терм

Участок, засаженный тенистой зеленью и декоративными цветами, имеет форму квадратной платформы в 12 гектаров. Под платформой размещались топки, склады топлива, цистерны с водой.

В середине ее арка — главный вход в термы. В просторном зале рабы принимали у посетителей одежду. Зал имел три стены, вместо четвертой — проем, за которым сверкает на солнце бассейн величиной с небольшое озеро. Это «фригидарий» - холодные бани.

Широкая мраморная лестница прямо из бассейна вела в главный зал в центре здания. Свод удерживался восемью красными гранитными колоннами, каждую из которых не могли бы охватить и пять человек.

Термы Каракаллы лишь снаружи облицованы мрамором, под ним — многометровая толща римского бетона, смеси извести с галькой и песком. Многие здания, которые снаружи кажутся сложенными из плит, на самом деле состоят из одного отвердевшего бетонного куска.

Из главного зала терм узкий изогнутый проход (он сделан так, чтобы не уходил нагретый воздух) вел в «кальдарий» - горячую баню. Этот зал круглый. Как лепестки вокруг цветка расположились вокруг круглого бассейна ванны с горячей водой. Смуглые вольноотпущенники мнут, гладят, разминают, натираю маслом возлежащих римлян.

Но самое замечательно — распростершийся над залом купол. Полушарие купола было разбито на глубокие квадратные кессоны, которые уменьшались снизу вверх. Внутри кессонов поблескивали позолоченные бронзовые розетки. Они похожи на крупные звезды и придают куполу еще большую легкость.

В зале поддерживалась высокая температура, но горячий воздух было сухим. Пары уходили через круглое отверстие в центре купола, это же отверстие служило и окном, через которое опускался вниз столб света.

К залу примыкало помещение в виде подковы, воздух в котором был не очень горячим, и еще одно — почти холодное: изнеженные римляне избегали резкой смены температур. Эти комнаты предназначались для отдыха и были украшены яркими, броскими рельефами и рисунками.

Позади здания терм расстилался ровный зеленый ковер — поле стадиона для гимнастов. Тут посетители любовались состязаниями профессиональных атлетов, а при желании и сами могли принять участие в не слишком утомительных играх.

Цветной мрамор, драгоценные металлы, многокрасочные мозаики, прозрачное стекло, яркие ткани — все украшало термы Каракаллы, руины которых и сейчас поражают своей грандиозностью.